Разрушающее насилие: пережившие травлю дзержинцы делятся своим опытом - Дзержинское Телевидение

Разрушающее насилие: пережившие травлю дзержинцы делятся своим опытом

Пятого ноября – Международный день борьбы с буллингом и травлей в школе. Как люди становятся жертвами? К чему это приводит? Почему травля ломает? Мы поговорили с психологом Школы ЦПМ и соавтором программы «Жизненные навыки» Владимиром Луниным на тему насилия в группе. Своим опытом поделились люди, пережившие издевательства в школе. Обо всем по порядку.

Что такое травля?
Владимир: Травля – это групповой процесс. Это то, что происходит в коллективе. Таким образом коллектив решает свои проблемы не индивидуально, а группой. Травля не способствует интересам группы, потому что это насилие, которое разрушает всех. Тех, кто травит; тех, кого травят; тех, кто это наблюдает и с этим соглашается. Пользы в этом я не наблюдаю. Что интересно, животные конкурируют зачастую не нанося друг другу вред. Не надо друг друга калечить.

Слишком не такой
Владимир: Мы выбираем кого-то, все равно кого – самого слабого, самого умного – назначаем его «плохим» и на его фоне мы хорошие. И для этого ничего не надо делать, не нужны никакие достижения собственные. Достаточно отличаться от того, кого мы выбрали слишком умным, слишком странным, слишком… да все, что угодно. Очки, национальность, успехи в учебе – все равно, что. И мы все вместе и сплоченные против этого абсолютного зла в очках. Это же прекрасно! Идея в том, что мы допускаем решение каких-то вопросов с помощью насилия. Это может быть направлено на любого.

Вот, что о болезненном опыте буллинга рассказал некогда ученик дзержинской школы, пожелавший сохранить анонимность:
«С буллингом я столкнулся в начальных классах моей единственный школы, в которой я обучался за всю мою жизнь. И с самого начала, можно сказать, был воспринят как белая ворона. Я вообще по жизни человек довольно странный, иногда – необычный. И когда дети замечают кого-то, кто сильно от них отличается, они сразу группируются обособленно от него… Ну, я отличался от этих людей. И, не имея какого-то постоянного дружеского и приятельского общения, я погрузился в учебу. И даже наш классный руководитель отмечала какие-то мои когнитивные способности».

Рецепта нет
Владимир: Этому [буллингу] подвержены абсолютно любые люди. Причиной является неспособность группы решать свои задачи несколько более сложными способами, чем насилие.
«Могли от вербального какого-то давления перейти к физическому. Особенно запомнил пару случаев, когда я возвращался из школы домой пешком. Я жил недалеко от школы, как, в принципе, и все. И просто-напросто могли на меня налететь, повалить на землю, просто потому что забавно, смешно. Родители даже хотели переводить меня в другую школу из-за сложившейся ситуации», – отмечает анонимный рассказчик.

Девушка из Дзержинска, которая представилась Алисой, прокомментировала свое прошлое:
«Да, гнобили за то, что я из многодетной семьи, за то, что я ходила с кнопочным телефоном. За то, что я дружила с девочкой из детского дома. Гнобили за то, что у меня фигура не такая, за то, что часто пропускала занятия. Портили мои вещи, кидали в мусорку мой рюкзак. Говорили, что я ни кем не стану, что я никуда не поступлю и то, что мне нет смысла идти в 11 класс. Когда об этом узнали, начали ещё больше считать меня глупой».
Будешь ли ты публично унижен и отвергнут, зависит исключительно от того способа общения, который выбирают люди. Травля – это насильственный метод, который предполагает нанесение вреда. И вот эта способность нанести вред – для насильника показатель того, что я, он может быть «лучше». Это способ почувствовать себя состоятельным. Взрослым?

«Да нет, всё ок»
Владимир: Если ребенок этим [проблемами с травлей] не делится, то похоже, что все уже сделано. Если родителю удалось донести до ребенка, что, во-первых, насилие – это не нормально, и он имеет право на защиту, а во-вторых, родитель готов его защищать в таких ситуациях, то скорее ребенку будет проще обратиться за помощью и знать, что это безопасно.
Если родители не поддерживают его здесь и говорят «Да нет, всё ок», то возникает вопрос: понимает он, что это не ок? Если он правда думает «что такого?», то, конечно, очень тяжело.
Если мне донесли, что нормально, когда периодически кого-то травят, мне транслируют систему ценностей, в которой насилие – нормальный способ решения проблем. То, оказавшись в такой ситуации, воспринять ее нормально и продолжать в ней оставаться вероятность больше.
Разумеется, не каждый учитель способен понять, да еще и остановить процесс травли в своем классе. А особенно, если для педагога такой способ управления коллективом – норма.
Лишь иногда встречаются такие профессионалы, которые знают как себя вести. У молодого человека из нашего города был именно такой преподаватель.
«У меня была совершенно прекрасная замечательная классная руководительница с большим педагогическим опытом, которая встретилась с моими родителями в школе и сказала о том, что, переводя меня в другую школу, они научат меня бежать от проблем. Как будто у меня закрепится этот поведенческий сценарий,» – рассказал он.

Раздроблен изнутри, на ощупь тверд
Так и напрашиваются строчки Иосифа Бродского, когда мы подходим к последнему вопросу – какой след оставляет травля?
«Что я могу по этому поводу сказать спустя много лет? Дмитрий Львович Быков, как бы кто к нему сейчас не относился, сказал интересную вещь о том, что человек, в любой момент своей жизни подвергшийся травле, становится независимым…. Это, безусловно, было тяжело. То, что у меня получилось это перерасти и самостоятельно проработать, вовсе не означает, что это получается у всех… Если бы не какое-то отстранение от общества, не знаю, писал бы я олимпиады. Я обожаю выступать на сцене, я люблю быть в центре внимания. И добиваюсь этого каким-то творчеством, перформансами, чем-то интересным. Это подстегивает меня развиваться». – отметил анонимный рассказчик.

Поделилась своим опытом пережитого и Алиса.
«Сейчас, это не играет роли в моей жизни. Я закончила 11 классов, поступила в Нижний Новгород на медицинский, участвую в фотосессиях в модельных агентствах. Заканчиваю автошколу, не работаю, так как молодой человек хорошо зарабатывает. Саморазвиваюсь и иду вперёд, не вспоминая о том, что было в школе, с одноклассниками. Возможно, для меня отрицательное общение со мной моих одноклассников сыграло важную роль. Возможно, именно этот период дал мне возможность строже себя оценивать, ставить более высокие цели, чтобы не стать тем, о ком говорили одноклассники».
Значит ли это, что травля – это хорошо и «обтесывает» человека, делая личностью? Мнение эксперта на этот счет неоднозначно.
Владимир: Как насилие может сделать человека крепче? Я иду по улице и кто-то дает мне по морде. Как это может сделать меня крепче? Это может снизить нашу чувствительность. Чтобы как-то защититься от этих переживаний, я учусь их игнорировать. Не думаю, что это прогресс в смысле силы.

Имеем то, что имеем
Спустя время люди начинают по-разному относиться к пережитому. Кто-то ненавидит, кто-то прощает. А кто-то продолжает жить ложными установками.
Безусловно, что травля оставляет свой отпечаток, ведь это травмирующий опыт. Впоследствии жертвы могут страдать от каких-либо заблуждений относительно себя и мира. Но это исправимо: существуют психологи, близкие люди, друзья.
«Мы имеем то, что имеем. И если у нас случился какой-то негативный опыт, то самое оптимальное, что мы можем с этим сделать – это попытаться его проработать и в дальнейшем использовать в свою пользу», – завершает свой рассказ анонимный респондент.

Друзья, не будьте равнодушными друг к другу! И если вы стали свидетелем буллинга, не проходите мимо – неравнодушие и помощь способны творить чудеса. Берегите друг друга!

Еще по теме:Недетские разборки: школьница в Балахне жестоко избила сверстницу.

Фото: unsplash Kat J

Материал подготовила Александра Нетронина