«Любите поэзию, читайте стихи,
они сделают вашу жизнь богаче и ярче». (Марина Котова)
27 мая был Всероссийский день библиотек и профессиональный праздник библиотекарей. И наш рассказ о замечательном творческом человеке, поэтессе, члене Союза писателей России, человеке с тонкой лирической натурой, бывшем дзержинском библиотекаре, а ныне преподавателе кафедры языковой подготовки Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана – Марине Ананьевне Котовой.
Котова Марина Ананьевна родилась 13 сентября 1966 года в городе Дзержинске.
В одном из интервью Марина рассказала, что свою первую книгу написала в пять лет, еще не зная алфавита.
«Это были загадочные знаки, похожие на басовые и скрипичные ключи; петли, загогулины, рисунки. Я испещрила ими целую общую тетрадь, можно сказать, с упоением, едва успевая записывать приходящие в голову мысли. К сожалению, прочесть ее, кроме меня, никто не мог, разве что с моими комментариями. Я помню, мне очень хотелось передать ощущение счастья. Лето, тепло, деревья, река… Все вокруг дышало, двигалось, сплетались ветки, порхали невиданные бабочки, по утрам затоплял округу звонко-голубой цикорий, а после полудня — отлив, цветы закрывались. И у меня перехватывало горло от невыразимой чудесности мира. И мне хотелось как-то закрепить это чудо. Вот тогда судьба и шепнула мне, что я буду писателем. Я говорю: судьба. На самом деле я не знаю, кто это был: ангел небесный, луч золотой. Но этот момент в памяти остался, и это одно из самых сокровенных воспоминаний». (Боченков В. В гостях у Марины Котовой. Марина Котова: Книга — река. Главное: войти и плыть)
А еще она рассказывала, что с детства много читала. Корреспонденту «Учительской газеты» Марина Котова поведала о своих читательских предпочтениях и о роли книги в ее жизни:
«Уверена: прочитанные книги во многом предопределяют судьбу человека. Некоторые произведения я перечитывала огромное количество раз: например, Достоевского. Помню, один год всю зиму читала роман «Идиот». Прочту и снова начинаю. Оторваться не могла. Знакомую книгу я могу читать с любого места. Для меня произведение — это река. Главное — найти подход, войти в эту реку и плыть. Может быть, это так для меня потому, что сюжет меня всегда интересовал меньше, чем язык произведения. Предпочтения, конечно, менялись. В юности Борхеса и Кортасара я ставила гораздо выше советских писателей. Влекло все загадочное, философия, мистика, глубокое проникновение в психологию героев. Потом поняла, что светят они отраженным светом наших классиков, и пыл мой несколько угас.
Если говорить о поэзии, первая прочитанная мной книга — «Сказка о царе Салтане». И Пушкина я полюбила сразу. Но были периоды, когда я как бы от него отходила, чтобы потом вернуться и прочесть новые произведения или переосмыслить уже прочитанное. Что до других поэтов, увлекалась последовательно Лермонтовым, Есениным, поэтами Серебряного века, Бродским, обэриутами, Пастернаком, Набоковым, Павлом Васильевым, Юрием Кузнецовым, Тряпкиным. Стихов вообще читала всегда очень много, но кумиров никогда не было. В последние два года читаю и перечитываю Тютчева, Бунина, Пастернака, Заболоцкого. Особенно близка мне философская лирика Тютчева».
(Боченков в. В гостях у Марины Котовой. Марина Котова: Книга — река. Главное: войти и плыть ).
Своим учителем Марина Котова считает Ивана Бунина, который оказал на неё большое влияние в создании женской поэзии.
Перенесемся мысленно в 90-е годы.
После учебы на филологическом факультете Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского Марина Котова преподавала русский язык в средней школе, работала корреспондентом в газете, в библиотеке.
Вот на одной из фотографий Марина Котова в качестве гостя в детской библиотеке им. Зои Космодемьянской встречается с ребятами из школы №32. Марина принимала участие в презентации сборника «Дороги Победы». Кроме нее на встрече были и другие дзержинские авторы. Через несколько дней в газете «Дзержинец» (3.06.95г.) корреспондент Евгений Хренов напишет: «Встреча с юными читателями прошла оживленно и интересно, всем залом пели «Катюшу», «Синий платочек».
А Марина тогда сказала:
«Я не видела всех ужасов войны, но видела оскверненный сейчас, в наши дни, памятник воинам на старом кладбище. Это, я считаю, не менее ужасно, чем военная бойня».
Она прочитала стихотворение «Реквием», посвященное этому оскверненному памятнику, в нем были такие строки:
«Хоть раны о себе давали знать,
От боли сердце, искалеченное ныло,
Но женщина смычка не опустила
И Реквием не перестал звучать»
Спустя несколько лет, в 2015 году, Марина Котова написала стихотворение, которое снова уносит нас в те далекие годы Великой Отечественной войны, и называется оно «Бессмертный полк». Читая строки этого стихотворения, если честно, мурашки бегут по коже: «мертвые восстали из земли», «Трубил Архангел сбор на Белорусской», «Мы предков на руках подняли к небу», «Мы плакались, что мало благодати, теперь хлестала ливнем благодать».
Иногда суть происходящего вокруг очень трудно выразить прозой, а здесь так здорово сказано все стихами. К тому же, присутствует красота неизбитых речевых оборотов, точность, а где-то даже хлесткость передачи окружающего события. Согласитесь, так не каждый умеет слагать стихи.
Бессмертный полк
По воле свыше красным завихреньем
Космическим пространства процвели.
Земля взбугрилась на полях сражений,
И мертвые восстали из земли.
Восстали командиры, рядовые,
И небо зычным золотом гудит:
Вы звали нас? Ну, здравствуйте, живые!
Вы звали – мы очнулись как один.
Трубил Архангел сбор на Белорусской.
От лиц и ликов все светлей, светлей.
Как площадь сжалась! Стала тесной, узкой,
Не поместиться нам уже на ней.
Мы пили ложь, мы плакали о хлебе,
Нас косная к земле прибила плоть.
Мы предков на руках подняли к небу,
Чтоб хоть за них помиловал Господь.
И двинулись торжественно и страшно,
Мы нарочито замедляли шаг.
Была в тот час и у живых и павших
Одна на всех единая душа.
Мы шли Москвой большой победной ратью,
Все больше, больше становилась рать.
Мы плакались, что мало благодати –
Теперь хлестала ливнем благодать.
Над нами грозные иерархии
Парили медленно сквозь облачную взвесь,
И конницы святые проходили –
Бессмертный полк воинственных небес.
Кроваво-звучно, тысячеголосо,
Трещала аж небесная кора
И замыкало камеры на тросах,
Катилось солнцем яростным – Ура!
Еще одна фотография из 90-х лет нашлась в библиотечном альбоме. Здесь Марина читает свои стихи старшеклассникам. С большим интересом слушали ее девчонки, видно, что стихи понравились.
Наверное, Марина Котова была и в других библиотеках и школах. В то время уже был издан сборник «Шиповник».
С одной из библиотек города судьба на несколько лет связала Марину Котову более тесными нитями. В библиотеке им. Н.К. Крупской в Доме книги Марина работала библиотекарем – выдавала книги читателям, проводила обзоры литературы, рекомендательные беседы, повышала читательскую грамотность дзержинцев методом бесед по культуре чтения.
Неожиданно (во всяком случае для коллектива сотрудников Дома книги) Марина разорвала невидимые нити, связывающие ее с библиотекой и уехала в Москву. Через какой-то период в библиотеки поступила художественная книга «Вышивальщица», выпущенная московским издательством, и автор ее была не кто иной, как наша Марина Котова. Читая книгу, все отмечали узнаваемость дзержинских пейзажей, архитектуры, и главное, прототипов героев книги. Они чудесным образом вплелись в судьбы описываемых персонажей романа. Гордость за коллегу однозначно присутствовала, так как ранее ни с одним писателем, чьи книги стояли на полках, мы не были знакомы.
А дальше на какой-то период мы ничего не знали о судьбе Марины Ананьевны. Как оказалось, в Москве в 2001 г. она окончила Высшие литературные курсы Литературного института им. А.М. Горького, училась на отделении прозы в творческом семинаре известного писателя Е.Е. Чернова. Была редактором в издательстве «Астрель».
Из воспоминаний М. Котовой:
«До сих пор вспоминаю годы учебы как самые насыщенные, самые замечательные в своей жизни. Мы застали то время, когда государство еще что-то делало для писателей. Мы учились бесплатно. У нас были замечательные преподаватели. У каждого из нас была своя комната на седьмом этаже общежития литинститута, после нас жили уже по двое. Нас кормили в столовой. На этаже был бесплатный телефон. Большинство из нас получали стипендию от Союза писателей России. Самые яркие впечатления от учебы на ВЛК у меня связаны с нашим семинаром прозы, и конечно, с Мастером — Евгением Евгеньевичем Черновым, яркие и в то же время трагические. (Котова М. Вспоминая Евгения Чернова).
А вот еще:
«Стипендия была крошечная, сначала 180 рублей, а потом расщедрились и дали аж 220, хватало дня на три. Правда, из жалости кормили нас в столовой Литинститута: горстка макарон и внутренности неизвестного животного, то ли печень то ли легкое. И все так мелко порублено, вместе с косточками. Я назвала это «когти». Потом и другие подхватили. Критик Миша Шелехов, прежде чем есть, всегда тарелку крестил, говорил, так не отравишься. Хотя, с другой стороны, если бы не эти обеды, кое-кто из нас бы не выжил».
В своих воспоминаниях о начальном периоде своей московской жизни Марина Котова поделилась в том числе и о том, как вообще сложно было жить тогда: «Эпоха скитаний. Мы передвигались по Москве, ночуя у чужих, оставляя, теряя вещи, будто избавляясь от ненужного хлама, становясь равнодушными к проявлениям злости, зависти, становясь почти бесплотными от лишений. А зависть была. Я продолжала писать. Более того, много, вдохновенно. Вещный мир почти перестал существовать для меня. Есть такой фильм «Колыбель качнется». Один из героев, безумный композитор, сочиняет музыку. Уходит жена, все рушится вокруг. Экономика в кризисе. Люди бастуют. А он сочиняет музыку. Вот и я сочиняла свою музыку». (Котова М. Вспоминая Евгения Чернова).
«Оглядываясь назад, – говорит Марина Ананьевна, – я думаю: мы были одержимыми. Да и сейчас остались. Нас вело Слово. Были моменты полного отчаяния, беспросветной тоски. Преследовали неудачи, безденежье. Когда я пришла работать в коммерческое издательство, поняла механизмы, движущие всю эту махину, на меня нашло что-то вроде затмения. Мне казалось: бесполезно сопротивляться равнодушной злой силе, целью которой является исключительно нажива. Бесполезно, если утеряно само понятие книги, остался проект — некий продукт, которым можно торговать, как кастрюлями, к примеру, продукт, приносящий тот или иной доход. Само Слово, великое, имеющие божественную природу, осмеяно, втоптано в грязь. И все, чему меня учили, во что я верила, попрано, поругано. Помню у станции метро Бабушкинская часовенку Николая Чудотворца. Я туда заходила по дороге на работу помолиться, попросить у Бога сил вынести весь ужас моего существования, просила избавить меня от нищеты и болезней, от ненависти и непонимания окружающих.
Верно, Господь меня услышал. Ко мне вернулось вдохновение. И я стала опять писать стихи, из чувства противоречия, почти без надежды быть услышанной. Меня вела Поэзия. Я возвращалась поздно, уставала, почти падала, но шла к письменному столу. Я поняла, что раз Господь дал тебе дар, нельзя сдаваться, даже если все силы зла против тебя. В 2005, 2006 г.г. у меня вышли две большие подборки стихов в журнале «Москва», я публиковалась в «Литературной газете», в «Московском литераторе» (главный редактор Иван Голубничий), в журнале «Молоко» (главный редактор Лидия Сычева), других изданиях. Стала лауреатом журнала «Москва» за 2006 год. И вот когда поднялась на сцену за наградой, поняла, что все было не зря».(Котова М. Вспоминая Евгения Чернова)
И вот уже следующая награда, и следующее признание. 20 января 2010 года в «Святодуховском» культурном центре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры состоялось ежегодное награждение лауреатов Всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского, проводимой по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Марина Котова получила первую премию.
22 декабря 2010 года в Университете Марина познакомила студентов со своим новым сборником стихов «Борьба зверей и белый холод лилий». Тематика её стихов многоплановая — о лесе, о родной природе, о женской судьбе и любви, о судьбе России:
«И против тех, кто Русь мою чернит,
Кто разжигает сердце черной злобой,
Я выставляю свой багряный щит —
Багряный щит — моё живое слово».
На встрече прозвучали стихи Марины Котовой в исполнении под гитару Т. Чусловой, которая переложила их на прекрасную музыку.
Послушать песню Татианы Чусловой “Князю – рать”, «Нищий», “Ксении Петербуржской” (авторское исполнение) на стихи М. Котовой можно здесь.
24 сентября 2014 г. в литературной гостиной библиотеки (читальном зале) Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана прошла презентация книги Марины Котовой «Дорога в сосновых иглах».
Книга «Дорога в сосновых иглах» посвящена русской природе, русскому лесу. Ее стихотворения, рожденные во время путешествий по разным уголкам России, пронизаны большой любовью к красоте, непостижимой тайне, гармонии родной природы.
20 августа 2016 года в Овстуге собрались победители и лауреаты международного Тютчевского литературного конкурса «Мыслящий тростник» 2016 года и среди победителей – Марина Котова, завоевавшая 2 место в номинации «Философское стихотворение». Надо сказать, что на конкурс поступило более 700 заявок участников.
Тревожно в Москве, и в России тревожно, и в мире
Тревожно, все бредят войной, говорят о войне.
Со страхом леса чутко слушают мысли людские,
И в изнеможении клонятся ветви к земле.
Пугающи вести: то высохнет древний колодец,
То выжжет поля, то Мамаем пройдет ураган.
Кровавые слезы набухли в очах Богородиц,
И ладаном пахнет все гуще по русским церквям.
Нигде не укрыться: стал мир проницаем для боли,
Все зло ополчилось, все темное враз поднялось.
Лишь чувствуешь смутно в творящемся грозную волю,
Любовь, от которой по коже проходит мороз.
10 октября 2017 года в читальном зале библиотеки МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана состоялась презентация еще одной новой книги Марины Котовой «Сквозь вещий шум дубрав». Книга вышла в Издательстве «У Никитских ворот» в серии «Академия поэзии. Поэтическая библиотека России». В новой книге Марины Котовой тесно переплелись история и современность, в ее стихах ощущается живая ткань времени, обжигающее дыхание мира, тревога и надежда на грядущее».
И это конечно, не последние творческие успехи Марины Ананьевны.
В настоящее время Марина Котова является преподавателем кафедры языковой подготовки Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана. Она – Член Союза писателей России. Печаталась в журналах «Наш современник», «Москва», «Смена», «Воин России», «Проза», «Литературной газете» и др. Автор книг «До судного дня», «Шиповник», «Узор судьбы», «Борьба зверей и белый холод лилий», «Вышивальщица», «Дорога в сосновых иглах», «Сквозь вещий шум дубрав» и др.
Наталья Кириленко 2020 год.
Фото на главной: mf.bmstu.ru