Год российского театра. От чего идем и куда придем?

Год российского театра. От чего идем и куда придем?

Предыдущий год для российского театра можно назвать годом потерь и прощаний. Уж больно много великих мастеров сцены ушли на вечный покой — Дмитрий Брусникин, Олег Табаков, Эймунтас Някрошюс… Создатели собственной театральной культуры, а некоторые — и своей театральной школы. Театрально-политические обострения, аресты знаменитых театральных деятелей, смена руководителей в больших и малых театрах — все эти события теряются на фоне огромной национально-культурной утраты таких театральных деятелей. Однако всё это было и отрицать мы этого не можем. Несмотря на все потери на театральном поприще, можно отметить и положительные аспекты прошедшего года. Во-первых, произошел видимый прогресс в региональных театральных заведениях. Провинциальные театры могут похвастаться своими лабораториями, коллаборациями со знаменитыми режиссерами. И многие из них уже на равных конкурируют со столицами. В корне изменилась деятельность театральных продюсеров. Теперь они являются не распределителями бюджета, а полноценными участниками творческого процесса, отвечающими за саму идею. По всей стране на различных площадках каждый день появляются экспериментальные разновидности театра, и каждая форма имеет место быть, доказывая это качественным продуктом. Именно такой внешний вид закрепился за театром в России в 2018 году. Так что же ждать в 2019-м? Кажется, что впереди лишь развитие в геометрической прогрессии, но всегда есть подводные камни, которые на самом деле лежат у всех на поверхности. Политический мир с каждым годом все больше запускает руки в работу театральных деятелей, художников, целые творческие коллективы, школы, студии. Право на свободу творчества получают далеко не все, а точнее — лишь единицы, те, кого пока не замечают. Когда президент страны на открытии Года театра говорит о том, что русский театр признан во всем мире, волей-неволей в голове возникает образ Кирилла Серебренникова. Режиссер, благодаря которому о русском театре говорят за морями и океанами, на протяжении двух лет выпускает спектакли из-под домашнего ареста. Напомним, так называемое «Дело «Седьмой студии» было возбуждено после того, как 23 мая 2017 года следователи провели обыски по месту жительства и работы основателя студии, художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Его допросили в качестве свидетеля и отпустили под обязательство о явке к следователю. По версии следствия, руководство «Седьмой студии» с 2011 по 2014 годы похитило около 200 млн рублей, выделенных государством на развитие и популяризацию искусства. Фигуранты дела — бывший генпродюсер студии Алексей Малобродский, бывший гендиректор Юрий Итин и экс-главбух организации Нина Масляева. Казалось бы, «Дело «Седьмой студии» было полностью разобрано и оставлено в 2018 году, но не тут-то было. Следствие закончено, невиновных людей продолжают держать под арестом. И то, что арест является домашним, не служит большим утешением! Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» выступал против инициированного властями увольнения директора театра Елены Алябьевой и замены ее на экс-депутата Законодательного собрания Новосибирской области Виктора Старкова. Однако их протесты остались неуслышанными. Непростые времена настали и для МХАТ им. Горького. Там на смену актрисе театра и кино Татьяне Дорониной пришли Бояков, Пускепалис и Прилепин. И если первые два являются театральными деятелями, то третий к ним действительно «прилепин». Человек, являющийся нерегулярным деятелем культуры, принимавший участие в военных действиях на Украине, теперь — заместитель художественного руководителя МХАТ им. Горького. О срочной потребности в стабильности, независимости, открытости и свободе говорили театральные директора, режиссеры и продюсеры на встрече, посвященной открытию Года театра с участием президента Российской Федерации. Подняли вопрос о том, что выделенный бюджет на этот год пойдет на рекламные ролики, цветастые баннеры и прочую ненужную мишуру с лозунгом «Год театра в России». Директора и руководители театров надеются, что хотя бы часть средств пойдет на ремонт самих зданий, потому как год пройдет, а театры останутся. «Я очень рассчитываю на то, что Год театра в России даст не только толчок в развитии театрального дела. Он поможет деятелям театра укрепить свои позиции в нашей стране, заявить их еще раз во всем мире и, конечно, даст возможность любителям театрального искусства в России насладиться тем творчеством, которое готовы презентовать нашему народу деятели театрального искусства», — Владимир Путин. Алексей Халилов.

установите наше мобильное приложение

app