Ранее мы поговорили о важности сказок в жизни человека и обсудили какие книги могут понравятся людям любого возраста. Теперь же затронем тему экранизации данных произведений, и обсудим их «темную» сторону.
Смотри-читай! Ну или наоборот. Тут кому как нравится
Мы уже поняли, что читать сказки не только интересно, но и полезно людям всех возрастов. Выдающиеся произведения частенько адаптируются для больших экранов. А к современным фильмам и мультфильмам по мотивам сказок наблюдается неподдельный интерес.
Сказки отличаются от других литературных жанров тем, что они универсальны. Прочитать сказку или посмотреть ее экранизацию — здорово в любом возрасте. И попробуйте найти того, кто хоть раз не видел «Ёжика в тумане», «Золушку», «Винни Пуха» или что-то настолько же известное… Дети от этих мультиков в восторге! Но вот некоторые родители могут отнестись к ним со скептицизмом, мол «вырос я уже, чтобы такой контент поглощать».
Но, бывает, частенько взрослые тратят свое время на прочтение или просмотр сказки, даже не подозревая, что это — именно она. Ведь люди сформировали несколько иное название для данного вида произведений — «фэнтези». Например, многие видели кинотрилогию «Хоббит», но мало кто знает, что изначально книжный первоисточник жанрово принадлежит к детской литературе. Лишнее доказательство, что похождения Бильбо Бэггинса в компании тринадцати гномов — будут интересны всей семье.
Мне страшно интересно… но преимущественно просто страшно
Не все сказки с первых же страниц окутывают читателя уютом, дарят радость и рисуют в воображении единорогов на цветастых радугах. Есть и другой тип сказок и они, порой, страшнее настоящих фильмов ужасов. И тут уж какие единороги… разве что мертвецкий холод, накатывающий со спины, ощущение беспокойства, да сердце, бьющееся прямо в горле.
Многие сказки были написаны еще в те времена, когда отношение к жизни и смерти было иным, нежели сейчас. Взять, например, сказку братьев Гримм «Гретель и Гензель» — мы все ее знаем, но никто не думает, что завязка сюжета строится на том, что родители избавляются от своих детей, отправляя их на верную смерть в чащу из-за того, что их нечем кормить. В современных реалиях ситуация — вопиющая, но для периода, скажем, XIV века, где, как считается, и лежат истоки сказки — обыденная. Даже ведьма-людоедка на роли антагониста никого не удивит, ведь и в реально существующем средневековом периоде Великого голода каннибализм не был редкостью.
Так что жизнь всегда страшнее сказок. И если с первым ничего сделать нельзя, то истории для детских книг адаптируются под юных читателей. Сказку приглаживают, прихорашивают, делают более дружелюбной и, как следствие, менее страшной. Хотя, не всегда получается. Наверняка, в вашей голове есть некоторые смутные воспоминания из детства о травмирующем опыте, вызванном прочтением какой-то сказки. Удивительно, но если начать развивать данную тему и привлечь к обсуждению других людей (например, на каком-нибудь онлайн-форуме), то выяснится, что практически у всех в детстве была сказка, которую они тогда не поняли или которой испугались.
Давайте вспомним парочку
Важно отметить, что речь идет не только о сказках Братьев Гримм, которые давно имеют славу «хороших страшилок». Среди них можно вспомнить и жуткую историю «Гамельнского крысолова», в финале которой, по одной из версий, дети целого города утопились в реке, повинуясь чарующей музыки дудочника.
Нельзя оставить без внимания и «Можжевеловое дерево», где есть и убийство, и безголовый ребенок, и каннибализм — в общем, все то, что стандартно люди не ожидают от сказок.
Еще одно подтверждение тому, что сказки — куда глубже, чем кажется, и могут включать в себя разную, даже, например, религиозную тематику, встречается в сказке Г.Х. Андерсена «Красные башмачки». Кто читал данную сказку, наверняка знает, что она довольно жуткая…
Итак, читателю рассказывают о девочке по имени Карен, которая безумно любила свои красные башмачки… и которые приросли к ее ногам, вынуждая не прекращая танцевать. Звучит все довольно безобидно и даже весело, не так ли? Но ровно до того момента, пока читатель не узнает, что девочка была проклята ангелом за пляски на кладбище. Конечно, к страдающей героине обязана прийти помощь — ведь так же и работают сказки, верно? Только вот в данном случае эта самая помощь воплощается в персонаже, которого мы меньше всего ожидаем увидеть в роли спасителя. Это палач.
— Тогда я не успею покаяться в своем грехе. Отруби мне лучше ноги с красными башмаками. И она исповедала весь свой грех. Палач отрубил ей ноги с красными башмаками, — пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса».
Да, отрезанные конечности сами передвигаются, а ребенок остается калекой, которому вместо ног приделывают деревяшки. Звучит ни капельки не жутко.
И тем не менее это еще не конец истории. Далее девочка пытается войти в церковь, но мешают ее же собственные отрубленные ноги в красных башмачках. И продолжается это до тех пор, пока она искренне не просит помощи у того самого ангела, который ее проклял. Тот приходит к девочке и прощает ее. И от радости сердце Карен разрывается, а ее душа отправилась в небеса к Богу. Инцидент исчерпан. Все, вроде как, закончилось хорошо, несмотря на смерть главной героини.
Что же можно сказать в итоге? Как мы видим, основная идея данной сказки не столько в приключении конкретной девочки с башмаками, сколько в религиозной тематике. Сказка повествует о грехопадении, его искуплении, раскаянии и, как итог, о прощении. Так же отлично проглядывается аллюзия на идолопоклонство. Согласитесь, все это — ряд тем, который довольно объемен и сложен для простого детского чтива. Тем не менее юный читатель вынесет для себя урок: плохо быть тщеславным.
Мы вспомнили зарубежные произведения, но подобным «жутким» содержанием могут похвастаться и некоторые отечественные сказки. Навскидку можно вспомнить историю «Медведь — липовая нога» или «Лихо одноглазое»… Но лично меня в свое время очень «впечатлила» русская народная сказка с безобидным названием «Крошечка –Хаврошечка».
Завязка стандартная: сирота попадает в семью, где ее эксплуатируют и не ценят. И есть у нее три сводных сестры, и каждая с разным количеством глаз. И если один или два зрительных органа на одном лице — еще уместно, то вот три — это перебор. Впрочем, подобные мутации объясняются сюжетной идеей, где сестры должны «глаз не спускать» с сироты, и узнать, кто ей помогает в выполнении даже самой тяжелой работы. Уж больно она все успевает, как-будто живет лишь на энергетиках, которых в то время еще не было! А помогает ей говорящая корова. В итоге схема сговора раскрывается, и корову отправляют под нож.
— А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай».
Осталась главная героиня абсолютно без поддержки в этом бренном мире… И вот это реально страшный момент. Впрочем, из останков животного выросла большая яблоня, которая и сыграла роль в судьбе девочки. Одно из яблок она предложила выгодной партии — барину, и успешно вышла замуж. Happy end!
А идея какая? Очевидная: твори добро и в свое время получишь награду, справедливость всегда восторжествует. Посыл хороший, и если бы не убийство коровы и мутанты с разным количеством глаз, возможно сказка воспринялась бы легче.
И подобных историй — еще много, достаточно лишь взять старый сборник сказок. А сделать это можно в библиотеке и ознакомиться со «сказочными хоррорами» или даже углубиться в данную тему, открывая под обложками детских книг довольно жуткие истории.
Хватит на всех!
Сказки бывают разные: забавные, интересные, страшные. И все они стоят того, чтобы потратить на них свое время. Неважно, хотите ли вы углубиться в чтение вместе с ребенком, или же в одиночестве, вы отлично проведете досуг! Приходите в библиотеку им. Ю. Гагарина и выбирайте книгу на свой вкус.
А закончить хочется словами автора «Игры Престолов» Джорджа Р. Р. Мартина: «Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени».
Анастасия Стурова
© Фото на главной: pixabay Dieterich01