Без каких песен мы не можем представить себе наш рок? Продолжаем разговор о знаковых композициях. Сегодня представляем вашему вниманию вторую часть подборки, которую составила для нас Елена Бутурлина. Пишите, согласны ли вы с автором и какие песни вы добавили бы к списку.
«Что такое осень», ДДТ
Эта история о том, какими проблемами может обернуться появление в репертуаре рок-группы настоящего народного хита. Порой случается так, что публика, влюбившись в одну-единственную песню, перестает замечать остальное творчество коллектива. В сентябре 1991 г. Юрий Шевчук, в грустном настроении прогуливаясь по Никольскому кладбищу, легко, «на выдохе» сочинил эти строки, вложив в них личные переживания, немного философии и приправив размышлениями о будущем Родины. Однако песня восторга не вызвала. А Андрей Муратов и вовсе отказался ее играть, назвав попсовой вещью. Но Шевчук так просто не сдался. Его поддержали Андрей Васильев и Никита Зайцев, а вскоре к ним присоединились и остальные участники «ДДТ». Через несколько дней записали трек. А после последовал просто шквал популярности. «Что такое осень» полюбили даже те, кто до этого не знал о существовании ни «ДДТ», ни самого Юрия Шевчука. Публика на концертах начинала требовать ее с самого начала и просила повторить еще несколько раз. Кончилось все тем, что коллектив прекратил включать песню в программу и исполнять ее до тех пор, пока популярность немного не улеглась.«Красное на черном», «Алиса»
Композицию «Красное на черном» «Алиса» исполняет на всех своих концертах вот уже много лет. Как говорит солист и лидер группы Константин Кинчев, красно-черную гамму он считал своей задолго до прихода в коллектив, с его подачи она стала и визитной карточкой группы. Отсчет истории «Красное на черном» ведет с 1986 года. «Как-то написалась она легко и сразу, не мучила меня», – вспоминал Константин. Истинный смысл песни Кинчев, однако, никогда не раскрывал, считая, что слушателю нужно дать возможность пропустить текст через себя и самому поразмышлять над тем, что хотел сказать автор.«Безобразная Эльза», «Крематорий»
Однажды вокалист и лидер группы «Крематорий» Армен Григорян был с приятелями в гостях у знакомой. Туда же ненадолго заглянул известный писатель Венедикт Ерофеев. Далее сюжет развивался по предсказуемому сценарию: все присутствующие как следует приняли «на грудь». Хозяйка квартиры заснула, а закуска на столе и в холодильнике закончилась. Тогда Ерофеев обратил взор на аквариум и, недолго сомневаясь, зажарил его обитателей. Как потом рассказывал сам Григорян: «Рыбки были японские, дорогие, но вкусные». Проснувшаяся хозяйка была в ярости. Слова «как зверушка, когтями скребешь по стеклу» посвящены как раз хозяйке, которая, обняв опустевший аквариум, в исступлении царапала стеклянные стенки.«Перемен», Виктор Цой
Композиция «Перемен» впервые прозвучала на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба в начале 1985 г. Там ее и услышал режиссер Сергей Соловьев, искавший музыканта для заключительной сцены фильма «Асса». Он пригласил Цоя в картину, попросив не исполнять песню до премьеры, и тот согласился. А далее грянула перестройка. Страна резко сменила курс, народ осмелел и принялся критиковать власть. А фраза «Мы ждем перемен» после премьеры «Асса» загремела на весь Советский Союз и, неожиданно даже для самого Цоя, приобрела особый смысл. Сам же Виктор Цой всегда подчеркивал, что «Перемен» — не «песня протеста», а он сам – вовсе не борец за эти самые перемены. Но, сколько бы он ни пытался объяснить, с общественным сознанием ничего сделать было уже нельзя.«Иероглиф», «Пикник»
Композиция «Иероглиф» – одна из визитных карточек группы «Пикник». В юном возрасте Эдмунд Шклярский прочитал в польском журнале рассказ под названием «Человек, которого звали Прикоснись Пирожного С Кремом». На фоне ассоциаций, связанных с этим произведением, родилась строчка «Мое имя – стершийся иероглиф». Долгое время эта фраза существовала сама по себе, но постепенно вокруг нее создавалось какое-то настроение, и она начала обрастать смыслом и словами. В 1986 г. был записан первый вариант песни «Иероглиф». Впоследствии ей суждено было стать центральной композицией альбома с таким же названием. Читайте также: Знаковые песни российского рока. Часть 1