Музей транспорта – первый интерактивный музей в Дзержинске. Здесь можно трогать руками экспонаты, включать приборы, пользоваться ими и наблюдать за их работой. Музей пока в стадии создания – еще заказываются экспонаты, решается вопрос с постоянным помещением. Однако первая выставка уже состоялась. И оказалась неожиданно успешной.
Подобные музеи, особенно с действующими экспозициями подвижного состава, популярны в мире. Музеи транспорта есть в Балтиморе (США), Амстердаме (Нидерланды), Тронхейме (Норвегия). Но самый интересный – в Скйолденсхолме (Дания). Его основали энтузиасты в 1976 году. В парке есть трамваи и автобусы со всего мира и даже музейная линия, пролегающая среди лугов, лесов и озер.
Российский пример частного транспортного музея – Музей железных дорог под Переславлем-Залесским. Он тоже основан энтузиастами. Есть также ведомственный музей городского электротранспорта в Санкт-Петербурге – европейского уровня с действующим подвижным составом и экскурсиями на ретро-трамваях. Вероятно, и в Дзержинске может появиться нечто подобное.
«Музей получился спонтанно. У меня и друзей накопилась масса вещей, так или иначе связанных с транспортом, и целая коллекция билетов», – рассказывает основатель музея и лидер инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андрей Блохин.
«Дополнительно я увлекался сбором моделей общественного транспорта (трамваи, автобусы, троллейбусы) и строительством макета для них. Позднее появились фотографии, документы и прочее. История у каждого экспоната разная. Есть вещи, которые мы купили на аукционе, много предметов подарили музею сами дзержинцы, а есть и такие экспонаты, которые передал МУП «Экспресс». Все это не могло лежать просто в шкафу или сарае, поэтому в 2017 году решили провести первую выставку, которая проходила с 19 января по 29 марта 2017 года в библиотеке имени Зои Космодемьянской».
В то, что выставка будет иметь успех, поначалу не верилось. Однако первые посетители начали приходить еще до ее открытия, ими стали воспитанники детского сада. В процессе работы народ приходил разный: старожилы Дзержинска, молодежь, школьники, работники транспорта. За 2,5 месяца выставку посетили 1062 человека.
«Запомнился приход в музей невестки первой водителя дзержинского трамвая Антонины Тютькиной. К сожалению, во время ее визита никого из нас не было, поэтому мы не знаем отчества этой женщины. Она оставила нам книгу, посвященную 50-летию дзержинского трамвая», – вспоминает Андрей Блохин.
14 июня 2018 года музей городского транспорта официально зарегистрирован в Министерстве юстиции. В коллекцию вошли три типа касс-полуавтоматов, включая редкий образец 1964 года ППБ-3-64. Также имеются трамвайные звонки, действующие модели трамваев (около 40 единиц), настоящие токоприемники, фотографии, элементы форменной одежды работников ГЭТ и автопредприятий, коллекция экипировки трамвайных вагонов, коллекция маршрутных указателей, действующие пульты управления трамвайными вагонами, коллекция «диспетчеризация» с уникальным пультом управления стрелками на узле «Швейная фабрика», элементы контактной сети, рельсы. Есть даже макет с действующей трамвайной линией, где можно обкатывать трамваи из коллекции. Она целиком и полностью сконструирована руками тех, кто создавал музей.
«Уникальной является коллекция наград управления трамвая Дзержинска, где есть образцы кубков и знаков отличия 1960–1970-х гг. Весной 2017 года мы запросили у МУП «Экспресс» разрешения вывезти из трамвайного депо ряд предметов, которые могли бы стать экспонатами. При обходе здания депо в одном из помещений мы обнаружили подборку наград предприятия: кубки, грамоты, дипломы. Все они лежали на полу заливаемой талой водой комнаты. К сожалению, многие грамоты и дипломы утрачены. То, что удалось спасти, отреставрировано. Для этого мы разработали способ удаления плесени с бумаги, который безвреден для красок и структуры бумажного волокна», — рассказывает Андрей Блохин.
Настоящими жемчужинами коллекции музея могут стать два ретро-вагона: ретро-трамвай серии «Х» и вагон-снегочист РГС-2. Оба стоят на территории трамвайного депо под открытым небом, подверженные всем прелестям погодных условий. На вопрос о том, есть ли шанс, что администрация Дзержинска рано или поздно все же передаст вагоны музею, Андрей Блохин ответил так: «Возможно, что и согласится. Лучше рано, ибо вагон уже пять лет под открытым небом. РГС-2, кстати, находится в тех же условиях».
Вопрос с помещением и территорией музея пока не решен. «Мы попросили предоставить помещение лично на встрече с новым главой Дзержинска Иваном Николаевичем Носковым. Нам предложили краеведческий музей, Центр общественной работы и Дом книги. Пока мы остановились на ЦОРе, как наиболее подходящем: он недалеко от вокзала и там достаточно места для крупногабаритных экспонатов. Руководство лояльно и к нам, и к теме трамвая вообще», – размышляет основатель музея.
Кстати, музею могут помочь жители города и области: передать что-то в коллекцию, поддержать финансово. В библиотеке имени Зои Космодемьянской есть опечатанный ящик для сбора средств. Каждый желающий может внести вклад в развитие будущей экспозиции. «Сегодня мы собираем средства на доставку в Дзержинск пассажирского трамвайного вагона. Причем вагон комплектен, да еще и с мешком запасных частей. Пока он находится в одном из депо центральной России. Доставка планируется весной 2019 года», — говорит Андрей Блохин.
Вся информация о работе музея, в том числе о реставрационных работах и выставках, публикуется в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Дзержинцы за общественный транспорт».
Елена Бутурлина.
Фото предоставлены сообществом «Дзержинцы за общественный транспорт».