Пассажирские речные перевозки в Дзержинске

Пассажирские речные перевозки в Дзержинске. Реально?

Не так давно в Заксобрании области возвращались к теме возрождения пассажирских перевозок водным транспортом. Причина тому не ностальгия. Эксперты утверждают, что водный транспорт способен снизить нагрузку на автодороги. Главный вопрос — как восстановить потерянное? Когда-то в Дзержинске был порт. Возможно ли, чтобы он снова начал работать в полную силу? Так ли он необходим городу? На эти вопросы для нас ответил речник Павел Козушкин.

В ХХ столетии было хорошо развито судоходство по одной из крупнейших рек нашего государства — Оке. По ней проходили сухогрузы и пассажирские суда из Москвы и Нижнего Новгорода, работали пригородные теплоходные линии в городах, стоящих на реке. И в Дзержинске в то время работал речной порт, обслуживающий пригородные пассажирские линии, а также сплавлявший по реке грузы – продукцию дзержинских предприятий. Но в 90-х Новая Россия перешла от советского хозяйства к свободной экономике. Многие государственные предприятия, а порт Дзержинск в те времена существовал именно в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия, оказались неспособны конкурировать с коммерческими компаниями, и в результате в 2004 году речной порт в Дзержинске закрылся.

Закрытие речного порта Дзержинска ознаменовало завершение целой страницы в истории города. Навсегда ушли от дзержинского берега пригородные пассажирские теплоходы типа «Москва»; прервались династии речников, в которых дети по примеру своих отцов и дедов становились окскими капитанами. Речную тишину больше не разрывают звуки судовых сирен, а берега смотрятся несколько осиротело без бывших здесь некогда речных пристаней Дуденево, Хабарское, Горбатов…

Пристань Дзержинска в начале навигации, апрель 1998 года.

Речники, да и просто любители флота, еще помнят времена, когда с первой утренней зарей в свой рейс уходили скоростные «Ракеты». Их путь еще 20 лет назад пролегал до городка Касимов в Рязанской области. Это был самый дешевый по тем временам транспорт межобластного сообщения, поэтому такой маршрут долгое время был востребован. Управление скоростными судами доверяли только самым опытным капитанам. Некоторые из них стали настоящими ветеранами скоростного флота в Дзержинске: они в далекие времена принимали новенькие «Ракеты» с судоверфи, они же впоследствие совершали последние рейсы на скоростных судах в нашем порту.

Стоит отметить, что за последние 15 лет автобусные маршруты так и не смогли стать полноценной заменой для бывших речных маршрутов. Причин этому множество: к некоторым окским деревням на противоположном берегу Оки просто нет подъездной дороги, а целый ряд маршрутов возможно проложить только по длинным объездным дорогам, что сказывается на высокой цене билета на автобус. Поэтому сейчас наиболее актуальным становится вопрос о возрождении речного порта в Дзержинске.

При этом ясно, какие главные трудности стоят на этом пути: сезонный характер работы и необходимость огромных денежных вложений. Ведь почти ничего не осталось — надо заново строить причал, приобретать флот, проводить дноуглубительные работы, восстанавливать судоходную обстановку. Однако это не означает, что нельзя восстановить речной порт в Дзержинске. На мой взгляд, возрождение порта возможно в форме частно-государственного партнерства.

Частно-государственное партнерство — это юридически оформленное сотрудничество государства и частной компании. В таком случае администрация города передала бы частной компании сохранившуюся портовую инфраструктуру — причальные стенки, ремонтно-эксплуатационную базу, объекты судоходной обстановки. При этом частная компания приняла бы на себя обязательства по реконструкции и модернизации принятого имущества.

Другой вопрос, какой частной компании будет интересно восстановление речного порта в Дзержинске? На мой взгляд, этот проект способен заинтересовать, в первую очередь, те судоходные компании, которые уже сейчас работают в окском бассейне, возят грузы по реке, но не обслуживают сам Дзержинск. Их выгоды в этом случае очевидны – это и проведение работ по углублению судового хода и восстановлению судоходной обстановки, без которых судоходство невозможно, и возможность развития нового направления бизнеса – пассажирские речные перевозки из Дзержинска.

Итак, становится очевидным, что возрождение речного порта в Дзержинске вполне реально. Возможно, уже в скором будущем дзержинцев будут приветствовать на своем борту белоснежные теплоходы.

 

Фото из личного архива автора.

Редакция благодарит Павла Козушкина за статью и фотографии.


Комментарии

  • Василиса
    02.10.2018

    Это конечно классно! Но вот не понятно каким образом это поможет разгрузить дороги, зимой особенно. Это же не ледоколы пустят)))

    6
    1
  • Nika
    02.10.2018

    У нас любят разрушить до основания, а потом вдруг понять, что ступили!

  • Alexander
    02.10.2018

    Лет через 15 и трамваи захотят вернуть

  • Законопослушный гр.
    03.10.2018

    Не возродится судоходство. Хотя мне жалко. Интересы поменялись у людей. Раньше все на выходные уезжали за город. Сейчас максимум в Желнино, парк, на речку, ну или в городе конечно. Да и всей семьёй (3-4) сейчас дешевле ездить на «логане», чем на общественном транспорте.

    2
    2

Комментировать