156 лет со дня рождения Константина Станиславского - Дзержинское Телевидение

156 лет со дня рождения Константина Станиславского

В Год театра в России нельзя обойти стороной сегодняшнюю дату. 17 января 1863 года родился Константин Сергеевич Станиславский – человек, который перевернул всю театральную систему в нашей стране и во всем мире. Безусловно, есть и другие великие имена – Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов. Но именно Станиславский со своим знаменитым «Не верю!» считается строителем русского театра и создателем системы, по которой работают молодые актеры и корифеи. Истинный Станиславский родился намного позже. А человек, известный под этим именем, появился на свет в 1863 году в Москве в многодетной семье. Всего у него было девять братьев и сестер. Старший брат Владимир Сергеевич Алексеев — театральный режиссер и либреттист. Младшая сестра Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева) — заслуженная артистка РСФСР. Алексеев был очень несобранным ребенком. Мало кто пророчил ему успешную карьеру. Даже в гимназию его пропихивали изо всех сил — и только из-за того, что в то время в России ввели обязательную воинскую повинность, а гимназисты имели право на отсрочки. С грехом пополам он все-таки смог стать гимназистом, но со стороны это выглядело как один большой позор. В тот момент, когда его сверстники переходили в третий класс, Костя кое-как дотягивал до знаний первого. В общем, гимназию он так и не закончил. Приговор был сокрушительный для того времени — недоучившийся гимназист. Семья будущего Станиславского любила театр. В 1877-м году организовала любительский театральный кружок, для представлений которого к родовому особняку Алексеевых у Красных Ворот в начале 1880-х был пристроен театральный флигель со зрительным залом на 300 мест. Здесь Костя начал первые сценические опыты. А в 1884-м году на любительской сцене состоялось его первое выступление в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Родственники нанимали для него лучших педагогов по вокалу и пластике. Но в целом обучение ремеслу ограничивалось походом в театр и игрой в домашних любительских спектаклях. Даже учитывая авторитет родственников, высококлассных учителей и финансирование родителей, клеймо «самоучка» закрепилось за будущим театральным реформатором надолго. Свою карьеру он начал не в театре. Первое время приходилось работать у отца на производстве золотой канители. Кстати, там он добился немалых успехов и проявил себя отличным управленцем и продавцом. В производстве золотой канители застой? Она никому не нужна? Не беда. Молодой менеджер Алексеев едет за границу и присматривается к техническим новинкам. А потом, вернувшись, круто поворачивает курс предприятия: раньше тянули золотую нить, а сейчас будем делать электротехническую проволоку. Перестройка минимальная – доходы запредельные. Псевдоним «Станиславский» Алексеев присвоил себе в 1885-м году у оставившего сцену актера-любителя. В этот год и родился великий актер и экспериментатор. Дело в том, что Алексеев был солидным, размеренным и серьезным человеком, который не мог позволить себе фривольности и дерзости в поведении. А Станиславский просто-напросто являлся символом «свободы» и «бунтарства». Скрываясь за этим псевдонимом Константин Сергеевич мог позволить себе все, чего боялся сделать скромный Алексеев. По большому счету в театре он провернул то же самое, что и на производстве у отца: заменил золотую нить на электротехническую проволоку. Ворвавшись на сцену, Станиславский сломал прежний устоявшийся и атрофировавшийся устав актера. Все «нельзя» заменил на «можно все, ведь в жизни все может случиться!» Театры превратились в творческие лаборатории, актер перестал быть бездумным исполнителем четко поставленных задач, а начал жить, думать и обрамлять свою роль и свой образ. Дерзкий эксперимент «самоучки» прославил русский театр на весь мир. Инновационная на то время система Станиславского (которую он изобретал на протяжении всей своей жизни) стала догмой для актеров по всему миру. До сих пор все студенты, обучающиеся этой профессии, перед тем, как начать тернистый путь, первым делом берут в руки книгу Константина Станиславского «Работа актера над собой». Алексей Халилов. Фото на обложке: Фонд 1812 года / twitter.com