Знаковые песни российского рока. Часть 2

Знаковые песни российского рока. Часть 2

Без каких песен мы не можем представить себе наш рок? Продолжаем разговор о знаковых композициях. Сегодня представляем вашему вниманию вторую часть подборки, которую составила для нас Елена Бутурлина. Пишите, согласны ли вы с автором и какие песни вы добавили бы к списку.

«Что такое осень», ДДТ

Эта история о том, какими проблемами может обернуться появление в репертуаре рок-группы настоящего народного хита. Порой случается так, что публика, влюбившись в одну-единственную песню, перестает замечать остальное творчество коллектива. В сентябре 1991 г. Юрий Шевчук, в грустном настроении прогуливаясь по Никольскому кладбищу, легко, «на выдохе» сочинил эти строки, вложив в них личные переживания, немного философии и приправив размышлениями о будущем Родины. Однако песня восторга не вызвала. А Андрей Муратов и вовсе отказался ее играть, назвав попсовой вещью. Но Шевчук так просто не сдался. Его поддержали Андрей Васильев и Никита Зайцев, а вскоре к ним присоединились и остальные участники «ДДТ». Через несколько дней записали трек. А после последовал просто шквал популярности. «Что такое осень» полюбили даже те, кто до этого не знал о существовании ни «ДДТ», ни самого Юрия Шевчука. Публика на концертах начинала требовать ее с самого начала и просила повторить еще несколько раз. Кончилось все тем, что коллектив прекратил включать песню в программу и исполнять ее до тех пор, пока популярность немного не улеглась.  

«Красное на черном», «Алиса»

Композицию «Красное на черном» «Алиса» исполняет на всех своих концертах вот уже много лет. Как говорит солист и лидер группы Константин Кинчев, красно-черную гамму он считал своей задолго до прихода в коллектив, с его подачи она стала и визитной карточкой группы. Отсчет истории «Красное на черном» ведет с 1986 года. «Как-то написалась она легко и сразу, не мучила меня», – вспоминал Константин. Истинный смысл песни Кинчев, однако, никогда не раскрывал, считая, что слушателю нужно дать возможность пропустить текст через себя и самому поразмышлять над тем, что хотел сказать автор.  

«Безобразная Эльза», «Крематорий»

Однажды вокалист и лидер группы «Крематорий» Армен Григорян был с приятелями в гостях у знакомой. Туда же ненадолго заглянул известный писатель Венедикт Ерофеев. Далее сюжет развивался по предсказуемому сценарию: все присутствующие как следует приняли «на грудь». Хозяйка квартиры заснула, а закуска на столе и в холодильнике закончилась. Тогда Ерофеев обратил взор на аквариум и, недолго сомневаясь, зажарил его обитателей. Как потом рассказывал сам Григорян: «Рыбки были японские, дорогие, но вкусные». Проснувшаяся хозяйка была в ярости. Слова «как зверушка, когтями скребешь по стеклу» посвящены как раз хозяйке, которая, обняв опустевший аквариум, в исступлении царапала стеклянные стенки.  

«Перемен», Виктор Цой

Композиция «Перемен» впервые прозвучала на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба в начале 1985 г. Там ее и услышал режиссер Сергей Соловьев, искавший музыканта для заключительной сцены фильма «Асса». Он пригласил Цоя в картину, попросив не исполнять песню до премьеры, и тот согласился. А далее грянула перестройка. Страна резко сменила курс, народ осмелел и принялся критиковать власть. А фраза «Мы ждем перемен» после премьеры «Асса» загремела на весь Советский Союз и, неожиданно даже для самого Цоя, приобрела особый смысл. Сам же Виктор Цой всегда подчеркивал, что «Перемен» — не «песня протеста», а он сам – вовсе не борец за эти самые перемены. Но, сколько бы он ни пытался объяснить, с общественным сознанием ничего сделать было уже нельзя.  

«Иероглиф», «Пикник»

Композиция «Иероглиф» – одна из визитных карточек группы «Пикник». В юном возрасте Эдмунд Шклярский прочитал в польском журнале рассказ под названием «Человек, которого звали Прикоснись Пирожного С Кремом». На фоне ассоциаций, связанных с этим произведением, родилась строчка «Мое имя – стершийся иероглиф». Долгое время эта фраза существовала сама по себе, но постепенно вокруг нее создавалось какое-то настроение, и она начала обрастать смыслом и словами. В 1986 г. был записан первый вариант песни «Иероглиф». Впоследствии ей суждено было стать центральной композицией альбома с таким же названием.   Читайте также: Знаковые песни российского рока. Часть 1