«Завод» Быкова. Фильм без надежды

«Завод» Быкова. Фильм без надежды

7 февраля в кинотеатрах вышла картина Юрия Быкова «Завод». Фильм провалился в прокате. По данным сайта «Кинопоиск», он собрал меньше 20 млн рублей. Автор картины не раскрыл сумму затрат на кино, но намекнул на значительные убытки. И даже публично извинился за свой фильм. Попробуем разобраться, почему зритель не оценил картину.

Стоит сказать сразу, что до «Завода» Юрий показал себя как интересный режиссер. Он отличался от коллег, поскольку снимал фильмы не для того, чтобы люди пожевали попкорн и расслабились. В своих работах он затрагивал серьезные проблемы нашего общества и государства.

Например, «Майор» рассказывал о ситуации вседозволенности, о том, как сотрудники силовых структур покрывают друг друга. В фильме «Дурак» был показан целый пласт чиновников во главе с градоначальником. Они погрязли в коррупции и закрыли глаза на очевидные проблемы, которые поставили жизнь людей под угрозу. Короче говоря, Быков — режиссер, который рубит правду-матку. И поначалу это даже нравилось и выглядело смело, но что мы имеем теперь?

Драма с элементами триллера «Завод» получилась неоднозначной. В центре сюжета — противостояние группы рабочих и службы безопасности владельца предприятия. Первые требуют зарплату и берут владельца в заложники. Вторые пытаются освободить нанимателя. Конфликт произошел из-за того, что шеф долгое время рабочим не платил. А потом и вовсе заявил, что завод закрывается и все свободны. На вопрос о зарплате люди слышали то же, что и жители России с экранов: «Денег нет, но вы держитесь».

Вот, собственно, и все. Во главе фильма Быков, как всегда, поставил конфликт системы и простого народа. И на первый взгляд все так, как умеет снимать Юрий: серые тона, упадническая атмосфера маленького города, суровые реалии. Но все равно не то. В этот раз режиссер устами персонажей говорит нам: были бы начальниками — сами бы воровали, а пока рабочие, вам не понять. А в конце и вовсе добивает зрителя: систему никогда не победить — на смену одному начальнику придет другой, и так будет всегда.

Главный герой фильма «Завод» (Денис Шведов), в отличие от героя фильма «Дурак», выступает в большей степени антигероем. Ведь все его действия и планы (в частности, взять в заложники начальника завода) приводят лишь к большим бедам. А он, как берсеркер, жаждет крови. Антагонист картины (Андрей Смоляков), напротив, в течение фильма движется от отрицательной к положительной линии, а потом снова к отрицательной и снова наоборот…

В общем, слово «неоднозначность» должно было стать слоганом этого фильма. Ведь в итоге все такие разные. Рабочие плохие, потому что гнут спину и терпят, а потом срываются и только все усугубляют. Начальство плохое, потому что смотрит свысока, не считается с чернью и нечестно себя ведет. Возникает вопрос: а за кого переживать в этом фильме?

С точки зрения проблемы, ситуация показана реалистичная. Думаю, силовые службы действовали бы немного по-другому, но это неважно. Главное, что Юрий Быков оставляет нас с ощущением, что так есть, так будет и ничего изменить в этой стране (не путать с Миром) вы не сможете! Фильм без надежды — как шкаф без одежды. Вроде бы все неплохо, стоит новенький, только привезли, пахнет от него так вкусно… Но зачем, если он пустой и хранить в нем нечего? Включите любой новостной канал. Каждый день мы видим такие же фильмы без героев, которые как раз в наше время очень нужны.

Алексей Халилов 

Кадры из фильма «Завод» Россия, Франция, Армения 2018 год. Режиссер: Юрий Быков.

app