Записки о Дзержинске: Стрелица? Нет, не слышали

Записки о Дзержинске: Стрелица? Нет, не слышали

А между тем Стрелица напрямую связана и с Дзержинском, и тем более с Черноречьем. В наши дни территорию города мы по привычке называем Черноречьем, тем самым отдавая дань прошлому, когда в этих местах располагалась Чернорецкая волость. Однако в предыдущих статьях мы писали о том, что волость появилась в документах лишь во второй половине 17 века, а поселения Черноречья упоминаются уже в середине 16 в. Как же тогда называлась наша местность – до Черноречья?

Обратимся к писцовым и межевым книгам 1594 г. Писцы Яков Вельяминов и подьячий Фёдор Андреев описали село Черное с деревнями, которые в то время принадлежали Киржачскому Благовещенскому монастырю (приписному к Троице-Сергиеву). Начинается это описание так: «В волости в Стрелице село Черное на реке на Оке и на речке на Черной». Вот о Стрелице сегодня и поговорим. Изучением темы занимается дзержинский краевед Иван Труктанов. С нашими читателями краевед охотно делится тем, что ему уже известно самому.
Итак, название Стрелицы прочно закрепилось в документах 30-х годах 16 века. «За Окою за рекою в Стрелице» или просто «в Стрелице» — такую формулировку использовали составители древних документов, когда обозначали территории, лежащие напротив Нижнего Новгорода в междуречье рек Оки и Волги.

Стрелица
в те далекие времена означало мыс или косу при слиянии двух рек, либо стык двух оврагов. В наши дни место слияния Оки и Волги называется Стрелка.

Границу Стрелицы в 16 в. можно указать лишь приблизительно. На западе она упиралась во владения Амвросиева Дудина монастыря. Далее проходила по речке Пыра, затем устремлялась к Балахне и выходила к Волге. На востоке и юге естественными рубежами Стрелицы были Ока и Волга.

А во второй половине 16 в. северную часть Стрелицы передали в формирующийся Балахнинский уезд.
Кстати, Стрелица была частью «адреса» того времени. Поэтому, если в рукописях написано «в Нижегородском уезде в Стрелице деревня Игумново», то становится ясно, что деревня находилась в наших краях.

Некоторые поселения, которые согласно древним рукописям находились в Стрелице, и сейчас на слуху. Кроме приокских Черного, Растяпина, Бабушкина, Колодкина, это приволжские Марьино (Сормово), Лихорево (Копосово), Пыра. А вот некоторые поселения давно исчезли и с «лица земли», и из народной памяти: Семиха, Починок Рюминский, Кучино, Мочалищи.
Какой же статус был у Стрелицы? В жалованной грамоте Троице-Сергиеву монастырю от 23 декабря 1546 г. Стрелицу называют волостью. Только в этом случае под волостью понимается совокупность деревень, починков, которые платили великокняжеские оброки (подати). Дальнейшая активная раздача земель центральной властью монастырям и служилым людям привела к тому, что Стрелица к концу 16 века больше подходила под определение стана. Еще почти 200 лет Стрелицкий стан фигурирует в документах. Его границы неоднократно менялись, но Чернорецкая волость всегда находилась в его составе.

Стан
это историческая сельская территориально-административная единица (часть уезда) и ее население. В Нижегородском уезде с 17 в. известно три стана Закудемский, Березопольский и Стрелицкий. В состав этих станов входили села с приписанными к ним деревнями, пустошами, угодьями. Поселения, расположенные в станах принадлежали разным владельцам на правах поместья или вотчины.

Основным занятием жителей Стрелицы было сельское хозяйство. В основном поселения располагались на плодородной земле вдоль рек между заливными лугами и заболоченными лесами. Леса благоприятствовали занятию бортничеством – сбору меда диких пчел. Бортные леса назывались ухожаями и были на учете у государства. А бортники имели право нанести на деревья, которые арендовали для промысла, отличительный знак – «знамя». За аренду бортного леса они платили оброк медом.

Из архива Вячеслава Ошарина, бортничество

Надо сказать, в Стрелице такой оброк был довольно распространен. В то время мед считался ценнейшим продуктом питания, в том числе его использовали и для изготовления сладких и хмельных напитков. А вот сахар тогда завозился из-за границы, и был доступен лишь обеспеченным людям.
Оброк с одной деревни обычно составлял 1 пуд меда (16,38 кг). В некоторых случаях вместо меда выплачивался его денежный эквивалент. Так, в Балахне в 1559 г. за 1 пуд меда брали 33 копейки.
Еще один промысел, который был предопределен расположением Стрелицы в междуречье Оки и Волги — рыболовство.

Из архива Вячеслава Ошарина. Рыбаки на Волге 1903 год

В наших реках в огромных количествах ловили осетров, белуг, стерлядей и другую рыбу. Правда, рыболовство было доступно ограниченному кругу лиц. Потому что к концу 16 века все рыболовные угодья в Стрелице принадлежали монастырям. Оставались еще волго-окские воды и за Нижегородским посадом. Вот их владельцы и определяли: кому и за какую стоимость позволить ловить рыбу в своих владениях.

Фото из архива Вячеслава Ошарина

Самые обширные земельные владения в Стрелице были у Троице-Сергиева монастыря. После секуляризации 1764 г. на базе этих вотчинных комплексов сформировали две волости Чернорецкую и Козинскую. О чем мы уже писали.
А еще мы вам напоминаем, что вы также можете стать нашими соавторами! Если в вашей семье есть интересные истории о малоизвестных событиях, а также о незаслуженно забытых земляках, сделавших вклад в развитие «столицы химии», сообщайте. Будем писать историю Дзержинска вместе!
Оксана Орлова
Карты составлены дзержинским краеведом Иваном Труктановым
Рисунки и фотографии из архива Вячеслава Ошарина

Из архива Вячеслава Ошарина, пасечник в Вятской губернии

установите наше мобильное приложение

app