Всем на терапию? Нужны ли психологи учителям

Всем на терапию? Нужны ли психологи учителям

Журналист Анастасия Николаева – о том, помогут ли школам штатные психологи для педагогов. За последнее время в СМИ регулярно стала появляться информация о происшествиях в российских школах: там учитель оскорбил ученика, тут – ударил. Таких случаев, наверное, больше. Но в СМИ попадают, как правило, те, которые ученики сняли на видео. В связи с этим Министерство просвещения РФ поддержало идею ввести должность штатного психолога для учителей в российских школах. «Министерство разделяет подходы, направленные на развитие психологических служб в системе образования», — отметили в пресс-службе министерства. Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец обратилась к министру просвещения с предложением запустить федеральную программу «Психолог для учителя». Авторы идеи надеются, что специалисты будут помогать педагогам находить пути взаимодействия с учениками, обучать работе с гиперактивными детьми, детьми с дефицитом внимания. Чтобы не увеличивать нагрузку на учителей, эти занятия планируется включить в рабочие часы. В учительской среде эту идею поддерживают. По словам преподавателя русского языка и литературы одной из дзержинских школ, такой специалист просто необходим в современных школах. «Педагоги находятся в состоянии постоянного стресса из-за повышенной ответственности и психологического давления со стороны учеников, родителей, администрации школы. Эта инициатива отнюдь не случайно прозвучала именно сейчас. Авторитет учителя упал настолько, что сегодня нас называют «обслуживающим персоналом», не имеющим права голоса. Если раньше «учитель всегда прав», то сегодня «прав ученик и его родители». Поэтому отношение к нам сегодня соответствующее. Чтобы учителя стали уважать себя, в первую очередь, необходима психологическая поддержка. Также нужна способность в сложной ситуации помочь найти верное решение, разрешить конфликт, уладить критическую ситуацию. «Думаю, если речь о действительно профессиональной психологической помощи, все учителя поддержат инициативу», – говорит сотрудник дзержинской школы. Не все разделяют такой оптимизм по поводу идеи. «Учителям, конечно, тоже нужна психологическая разгрузка. Но вопрос в том, какие полномочия дадут этому психологу», – считает директор ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Дзержинска» Ольга Занегина. По ее мнению, не совсем ясно, как практически реализовать работу специалиста. «Будет ли он решать только личные вопросы педагога? Или, наоборот, касающиеся только школьной жизни? В случае последнего психолог должен будет прекрасно знать атмосферу и в педагогическом коллективе, и в каждом классе. А сколько должно пройти времени, чтобы человек овладел такой информацией?» – задается вопросом Ольга Занегина. Директор центра также отмечает, что новая должность в школе может никак не помочь педагогам в воспитании ребят. «Сегодняшние дети уверены, что у них слишком много прав, им трудно объяснить, почему другой ребенок может сделать что-то, а он нет. Самое страшное, что у нас не получается детей научить уважению к старшим и друг к другу. И это уже проблема взрослых», – говорит Занегина. Я как родитель, считаю, что штатные психологи не закроют бреши, которые есть в нашей образовательной системе. В обществе сложилось мнение, что воспитанием ребенка должны заниматься воспитатель в садике, учитель в школе, тренер на секции. А родителям нужно просто обеспечивать посещение этих учреждений. Но ведь нельзя спихивать все на педагогов. Нужно понять, что (даже если у каждого учителя будет по психологу) мы, родители, в большей степени в ответе за воспитание своих детей, чем кто-либо. Когда это станет правилом, может, и учителям будет проще.