«Т-34». Сказка о танке, который цыганка от снарядов заговорила

«Т-34». Сказка о танке, который цыганка от снарядов заговорила

Военный фильм «Т-34» занял вторую строчку в списке самых кассовых фильмов за всю историю российского кино, не опередив только спортивную драму «Движение вверх». Об этом на своей странице Facebook написал продюсер картины, глава компании «Марс Медиа» Рубен Дишдишян. «Т-34» собрал в прокате около 2,2 млрд рублей. 

В российском кинематографе существует целый культ почитателей фильмов про войну. Не будем спорить. Снимать хорошие фильмы в этом жанре наши киноделы умеют. Вот только, видимо, не хотят. Придется проехаться по «Т-34» не меньшей техникой, чем он сам, задав вопросы «для чего?», «зачем?» и «о чем?» фильм.

Это «невероятная» история об экипаже танка, череде удачно сложившихся событий и, конечно же, о любви, куда без нее. Осень 1941 года. Войска вермахта приближаются к Москве. Николай Ивушкин (Александр Петров), только окончивший курсы младших лейтенантов, попадает на фронт в действующую армию.

К деревне, у которой расположена воинская часть Ивушкина, прибывает подразделение немецкого гауптмана Клауса Ягера (главного антагониста) из 11-й танковой дивизии вермахта. Происходит бой. Ивушкин и его экипаж на одном танке уничтожают всю роту Ягера (в ряде случаев — одним снарядом по два танка сразу). Снаряды летят в сторону Ивушкина, но пролетают в двух сантиметров от башни или корпуса. И только сам Клаус Ягер на своей последней машине все же подбивает Т-34. Выжить удается только Ивушкину и механику-водителю Степану Василенку (Федор Добронравов), которые попадают в плен. Спустя три года нам показывают Тюрингию и концентрационный лагерь S III, в который попадает главный герой.

Небольшое отступление

… чтобы представлять, в каком лагере происходят события. В Тюрингии располагался один из филиалов печально известного лагеря «Бухенвальд». Назывался он «Ордруф». За годы войны там погибло около 7 000 человек. К концу 1944 года на территории «Ордруфа» находилось около 10 000 заключенных, к марту 1945, по разным оценкам, от 11 700 до 13 700 человек. Общее число прошедших через лагерь оценивается приблизительно в 20 000 человек. Условия содержания в лагере были тяжелыми — бараки переполнены, тех, кто не мог работать, отправляли на уничтожение.

К чему такое подробное описания лагеря? Да к тому, что главный герой фильма со стороны явно не выглядит как рабочая единица. Он весь искалечен. К тому же мы узнаем, что Ивушкин еще и далеко не примерный заключенный и аж семь раз пытался сбежать. Ну вы знаете, эти фашисты, которые, словно няньки и воспитатели, прощают заключенным попытки побега, возятся с их болезнями и травмами…

Здесь фильм, вместо военной драмы, превращается в комикс про супергероя Ивушкина. Когда всем говорят лечь на землю, он стоит и непоколебимо смотрит в глаза фашистам, однако его не убивают. Немецкому командиру понравилась дерзость русского… неизвестно кого! Ведь персонаж Петрова почему-то становится безымянным в этой сцене, никто не знает кто он и откуда. Что опять же очень странно, ведь забрали его с поля боя возле танка, тут следует включить логику: русский танк один — есть, разбитый экипаж русского танка — есть, кем является мужик, который был командиром экипажа — не знаем! Ну да все верно, обычная немецкая логика тех лет.

В этой же локации появляется героиня Ирины Старшенбаум, и она тоже… не знаю кто. По факту ее зовут Аня, она переводчица у немцев. Но как она попала в лагерь? Кем была раньше? Персонаж не раскрыт.

Как и положено, между героями завязываются любовные отношения. Они влюбляются друг в друга — просто так. Ну, та самая любовь с первого взгляда.
Далее сюжет уже совсем превращается в сказку. Но я не буду расписывать всю картину, возможно, вам захочется ее посмотреть.

Актеры

Поскольку кастинг-директор проекта определил на главную роль Александра Петрова, вся серьезность фильма куда-то пропадает. Когда его персонаж бьется в конвульсиях, представляется «припадошный» Гоголь или вич-инфицированный актер, который того и гляди крикнет в камеру: «Если что-то не устраивает, звоните Дикаприо!» Александр работал над ролью так же, как и во всех предыдущих работах. Секрет успеха прост: на сцене и в жизни Александр Петров остается Александром Петровым, что немного расходится с понятием «актерское мастерство».

Остальной состав порадовал чуть больше. Например, персонаж Виктора Добронравова смотрелся очень даже неплохо, хоть и слишком сильно педалировал белорусским «ахцентом».

Антон Богданов наконец-то начал делать первые шаги по лестнице актерского мастерства. И хоть в фильме у него были моменты, где он на секунды превращался в «реального пацана», это не сильно бросалось в глаза.

А вот по поводу игры Ирины Старшенбаум смотрите пункт про Александра Петрова.

Начинка

Весь фильм напичкан до зубов графическими эффектами. Со всех ракурсов в slow-motion нам пытаются показать, как летит снаряд, как взрывается снаряд, как заряжается снаряд, как горит снаряд, как пьет снаряд, как ест снаряд! Такое ощущение, что где-то 25-м кадром хотят поселить мысль в наших головах, что мы и есть снаряд (это, конечно, неправда, хотя кто знает).

В фильме действительно много графики, не самой ужасной, но при этом очень надоедливой. Уже к 15 минуте просмотра сложилось впечатление, что я смотрю матч по одной из многопользовательских игр про танки.

Хронометраж фильма — два с лишним часа. Длятся они долго, поскольку режиссеры и продюсеры сделали огромный нажим на графику и сцены сражений, а также напичкали сценарий набором клише: «хороший парень», «противостояние с плохим парнем», «у героя нет шансов на победу, но он побеждает», «любовь без объяснений» и прочее. После двадцати минут просмотра начинаешь уставать и раздражаться.

В итоге

Мы получаем фильм с высокопарными лозунгами, красивой картинкой и совершенно пустым по содержанию сюжетом. Единственная задача для такого кино — заработать побольше денег. Я не против комиксов по военным фильмам, не против смелых комедий, но режиссеру, актерам, продюсерам, обычно всегда есть, что сказать. Должна быть идея! А здесь ее нет. По крайней мере, я не увидел. Хотя, возможно, в наше время зрителю большего и не надо.

Алексей Халилов.

app