Дзержинский психолог советует: начни с чего-то малого и прислушайся к себе - Дзержинское Телевидение

Дзержинский психолог советует: начни с чего-то малого и прислушайся к себе

Что делать? Куда поступать? Что я умею? А, может, обойдемся без высшего? Не хочу учиться, а хочу… Что же я хочу?
Современная молодежь встает перед выбором, который делают молодые люди во все времена. Мы поговорили с психологом «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Екатериной Чистяковой о выборе, страхе перед будущим и состоянии неопределенности, с которыми сталкиваются нынешние юноши и девушки. Обсудили, что можно сделать с тревогой и мыслями, которые не дают покоя, поговорили о лайфхаках.

Я не знаю, чего хочу. Как узнать?
Однозначного ответа, конечно, никто не даст.
С одной стороны, конечно, правильно было бы обсудить это на консультациях с психологом. Но этот путь выбирают далеко не все. Кто-то опасается обращаться к специалисту, подвергшись влиянию стигмы, мол к психологам ходят только психи, другие считают, что можно со всеми трудностями справиться самостоятельно, третьи… а третьи просто не хотят тратить на это время, а порой и деньги.
С другой стороны, сразу просится вопрос, а откуда появляются дети, которые не знают, чего хотят? Такие мысли не приходят внезапно, наоборот, они планомерно вырастают вместе с ребенком.
Да, конечно, все мы родом из детства, и большинство наших проблем и трудностей тянутся тоже оттуда. К примеру, давайте пофантазируем немного и в нашем воображении вернемся в более ранний период нашего развития. Если случалось так, что в то время родители выбирали, какую одежду покупать для ребенка, без его согласия. Потом – в какие кружки и секции он будет ходить, какие мультфильмы будет смотреть… в какие игрушки играть и… этот список можно продолжать бесконечно. Хорошо об этом говорится в одном старом еврейском анекдоте, в котором мама зовет своего сына, который гулял на улице: «Изя, тебе пора домой». А в ответ мальчик спрашивает: «Мама, я замерз?» – «Нет, говорит мама, ты хочешь кушать». Показательно, не правда ли?
Когда родители очень часто все решают за ребенка, он, в свою очередь, просто расслабляется. Почему спросите вы? А зачем ему что-то делать, если за него все решили?
В принципе, до какого-то определенного времени данная модель прекрасно работает. Но что же происходит потом? А дальше, когда наступает подростковый период, когда хочется сепарироваться от родителей, найти себя и свое место в этом мире, ребенок приходит к тому, что он не знает, чего он хочет. И это довольно закономерно. Для нас, не для ребенка. Он, в свою очередь оказывается один на один перед огромным миром, в котором ему надо каким-то образом выживать. И, надо сказать, это очень пугает…
А что же родители? А родители только разводят руками, и не понимают, что же такое «вдруг» произошло, ведь, по их мнению, столько лет все было «хорошо»… печально…
Предположим и другой вариант, когда в целом детство прошло более-менее гладко, но вопросы о том, чего я хочу и как быть в этом мире все же появились. В этом случае, давайте перенесемся в нашем воображении в еще более ранний исторический период, а именно, в подростковое время наших родителей. Что же было там с выбором и самоопределением? Детский сад… школа…институт… завод (как правило) … все строго определено. Это было нормой и в какой-то степени это было понятно и безопасно. Ведь, когда у нас есть четкие границы и рамки, жить гораздо проще. Не сравнить эту цепочку, о которой мы написали выше, с тем многообразием профессий и возможностей, которые есть у нынешнего подрастающего поколения. И это одновременно может как радовать, так и пугать, и тревожить. Гораздо спокойнее, когда есть четкий план и ему можно следовать.
Еще немаловажным фактором в процветании вопросов самоопределения лежит установка молодых ребят о том, что им нужно выбрать что-то один раз и на всю жизнь. Да, очень часто мы сталкиваемся с тем, что подростки панически боятся делать какой-то выбор, потому что, думают, что его нельзя будет изменить. Очень часто приводят в пример ЕГЭ. Юноши и девушки уверены абсолютно точно, что количество баллов в итоговом документе решает их судьбу. И эти иррациональные установки существуют бок о бок с просто колоссальными возможностями, которые дает современный мир. Абсурд! Воскликнете вы, и будете правы.
Мы говорим сейчас о том, что совсем не обязательно выбирать одну профессию вот прям сейчас, сидя за школьной партой, и на всю жизнь. Это, конечно, может показаться безрассудством для родителей школьников. Несомненно. Но таковы реалии современного мира. Не обязательно работать по той специальности, которой вы учились пять лет. Да, конечно, здорово, когда ваши увлечения, баллы ЕГЭ и будущая профессия совпали. Но это скорее исключение из правил, нежели обратное. Поэтому, можно пробовать себя, уходить с той работы, которая не нравится, искать что-то лучшее. Как однажды сказал Александр Грэм Белл: «Когда закрывается одна дверь, открывается другая, но мы так часто так долго и с таким сожалением смотрим на закрытую дверь, что не видим тех, которые открываются для нас».

Фото: unsplash Дмитрий Хрусталев-Григорьев

Что скажут родители?
Начну, пожалуй, с цитаты из фильма «Револьвер» (2005 г.) – «Мы наркоманы, сидящие на игле одобрения и признания». Да, кто-то успешно отделился от своих родителей и живет самостоятельной жизнью. Но кто-то, а порой и большинство, с опаской смотрят на реакции своих матерей и отцов на свои какие-то решения. И это тоже печально. Почему так происходит? -Спросите вы. Нырнем еще раз в прошлое. Да, да. Раз за разом, как и на консультациях мы будем возвращаться в более ранние периоды нашей жизни, и искать там ответы на многие из поставленных вопросов. Предположим, что все детство нам навязывали выбор без выбора. Одна клиентка рассказывала, что когда она была еще ребенком, мать покупала ей одежду по принципу: либо то, что нравилось ей (матери) либо ничего. Или другая говорила о том, что постоянно хотела добиться расположения мамы, что буквально каждым своим поступком доказывала, что она хорошая дочь. И этот постоянный страх оценки преследует потом наших героев всю оставшуюся жизнь. Забегая вперед, можно сказать, что на смену матери, придет другая ключевая фигура и сценарий повториться снова…Что же делать? Не мудрствуя лукаво, снова и снова скажем, что вовремя обратиться за помощью к специалисту, залог успешной и счастливой жизни. Вместе с психологом (или психотерапевтом, психоаналитиком) важно понять,
сколько сейчас вам лет на самом деле и чего вы хотите. Точно ли вам нужно заработать расположение матушки? Или за этим стоит что-то другое?
Несомненно, раньше эта позиция (с оглядкой на реакцию мамы) – в 5,6,7 лет – помогала жить. Помогала быть «хорошей девочкой» или «хорошим мальчиком». Все работало как часы. Сделал как велят родители, ты хороший, что-то супротив – плохой.
И все старались, несмотря на то, что порой очень трудно заслужить любовь родителей, как бы не печально это звучало. Вы соглашались с родителями, чтобы они, грубо говоря, на вас не кричали. Вот и были хорошими девочками и мальчиками, удобными во всех отношениях.
Эдакая стратегия выживания.
Сейчас вы выросли, даже если ваш рост только – только дошел до пубертата. Вам больше не нужно так выживать. У вас начинает формироваться своя собственная жизнь, свои цели и планы, приоритеты, авторитеты, мнения.
И вновь (как и говорили выше) у нас с вами получается, что схема, которая работала тогда, в младшем возрасте, сейчас совсем не нужна. А мы на автомате начинаем делать то же самое, что и делали. Пора остановится в этой бесконечной гонке стать хорошим для кого-то. Важно быть хорошим для себя. Но это уже совсем другая история…

Я не вижу будущего
Не вижу, не знаю, не понимаю, все кажется туманным… ничего не хочу… нет ни на что сил… могу только лежать… Знакомое состояние? К сожалению, для современных подростков очень знакомое. Добавим к этому еще и отсутствие настроения, проблемы со сном, повышенную тревожность. Все как по учебнику. Вырисовывается классическая картина депрессивного состояния.
Но! Не будем отбирать хлеб у врачей-психиатров и оставим за ними право постановки точного диагноза. Хотя, в целом обратить внимание на симптоматику очень важно. Зачастую, родители, да и сами дети не верят, что у них может быть какое – то серьезное состояние. Со стороны мам и пап в такие моменты подростки слышат о том, что у них просто лень и надо срочно встать и что-то делать (уроки, уборка квартиры и тд.). Ну или классика жанра – во всем виноват Интернет и телефоны.
Со стороны самих себя у ребят возникают такие вопросы и суждения как «У кого-то проблемы посложнее», «Кто-то нуждается больше», «Зачем я буду навязывать проблемы» и т.д.
Поэтому важно обращать внимание на свое состояние (если вы подросток), и на состояние своего ребенка, если вы родитель. И, соответственно, вовремя обращаться за помощью к специалистам.
В данном вопросе намеренно не беру в расчет состояния, когда временно, или на эмоциях нам кажется, что будущего нет. Ситуационный страх обычно проходит, как только проблема или задача решаются. В такие моменты важно обратить внимание на себя, на свое состояние, понять, что вы чувствуете. Очень важно, как говорят психологи «заземлиться»: почувствовать свое тело, посмотреть вокруг, прислушаться к звукам, поймать взглядом разные цвета, которые есть в окружении, почувствовать запахи, обратить внимание на предметы рядом с вами…

Я не чувствую себя
Это настолько необычно и непривычно для человека не знакомого с психологией учиться ощущать себя – что порой кажется бредом.
Вы даже не представляете какого порой сложно человеку попробовать остановиться в моменте и обратить внимание на свое тело. Однажды кто-то из моих учителей сказал мне, что самая честная работа – это работа с телом. Тогда я не придала значение этим словам, но со временем я пришла к выводу, что это действительно так. Если не знаешь, не понимаешь, что чувствует твое тело, начни с малого, например, с ощущения своих ног и стоп. Удобно ли им, комфортно ли? Не так давно была в магазине одного из известных брендов и с ужасом для себя узнала, что сейчас все носки выпускают одного размера. На мое удивленное лицо продавец ответил, что они же тянутся. Мда… А как же комфорт пальцев ног, бережное отношение к ногтям? Это же прямая дорога к онихолизису. А мы в суматохе дней даже не задумываемся что какой-то части нашего тела может быть некомфортно и неудобно как минимум, и как максимум, нас могут ожидать печальные последствия.

А чего хочет ваше тело по утрам? Быть может, оно хочет потянуться? А мы на автопилоте встаем под будильник, плетемся на кухню ставить чайник или жарить яичницу? Когда всего-то на всего нужно было минут пять потянуться в разные стороны и дать нашему телу проснуться.
Небольшое лирическое отступление. Не так давно у нас в городе случился природный коллапс, и я не смогла открыть свою машину, которая была во льду. Пришлось ехать на автобусе. Что, к слову сказать, мне не очень понравилось. Вспомнила, насколько это может быть эмоционально тяжело. Обращу ваше внимание, тяжело именно для нашего тела, где его границы вероломно нарушаются. Не туда повернулся, схватился не за тот поручень, и… на тебя вылили «ведро помоев» (словесных). Тело в эти моменты начинает сжиматься. Раз нагрубили в одном месте сжалось, два в другом, в третьем и по накатанной. А потом мы получаем болезни шеи, спины, ног, рук и многие другие.

На самом деле тело очень сложно после таких встрясок расслабить. Вспомнился один рабочий лайфхак. Если ваше тело жаждет расслабления после тяжелого трудового дня или после неприятного разговора (сути не меняет), то мы идем по обратному пути: сжимаемся еще больше до тех пор, пока не сможем уже выдерживать напряжение и резко расслабляемся. Эдакая скорая помощь для организма. А чтобы не доводить до такого состояния, что вы не чувствуете своего тела, слова повторюсь, что важно вовремя обратиться к специалисту.

А на досуге еще можно потренироваться на простых вопросах к себе самому. А чего я хочу? Даже в мелочах. Например, Какую музыку я хочу послушать? Хочу ли я смотреть новости по телевизору? Буду я чай с сахаром или без?
А вдруг мне захотелось салат «Цезарь», а у меня из продуктов только тушенка и макароны… Слушайте себя и свое тело, и оно обязательно вам ответит.

Фото: unsplash Дмитрий Хрусталев-Григорьев

Подготовила Александра Нетронина