Во все глаза: как дзержинским школьникам сберечь зрение во время работы за компьютером - Дзержинское Телевидение

Во все глаза: как дзержинским школьникам сберечь зрение во время работы за компьютером

Из-за разгула коронавируса наблюдается повсеместная цифровизация образовательного процесса. Все больше времени дети проводят за компьютерами. Возьмем, к примеру, дистанционное обучение весной текущего года. Количество времени, проведенного школьниками перед экранами мониторов, возросло в разы, и это вызывает определенное беспокойство родителей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, стремительный рост случаев близорукости слабой степени выявлен среди всех школьников: от 1-го до 11-го класса. То есть в зоне риска развития подобных заболеваний каждый ребенок, а дети с наследственной предрасположенностью к близорукости — особенно. Примечательно, что темп прироста этого показателя у девочек оказался вдвое выше, чем у мальчиков. Более чем у половины школьников с миопией (заболевание глаз, при котором происходит фокусировка изображения не на сетчатке глаза, а перед ней) ежегодно зрение ухудшается на 0,5 диоптрии и более.

© Фото: pixabay

Внештатный детский офтальмолог Минздрава Нижегородской области Александра Друскина заявила, что чаще всего причина появления близорукости кроется в чрезмерном использовании телефонов. Дети не только пользуются ими как средством связи, но и как мультимедийным центром развлечений: смотрят кино, играют в мобильные игры, читают, хотя для подобной деятельности намного лучше подойдут большие экраны стационарных компьютеров или ноутбуков. Задача родителей в таком случае — контролировать время, которое ребенок проводит за мобильным телефоном.
Другой типичной причиной ухудшения зрения является отсутствие перерывов. Дети зачастую полностью отдаются действию, разворачивающемуся на экране, забывая, что каждые 20 минут глазам необходимо давать отдых.

Ноутбук или телефон?
Минздрав России совместно с Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» разработал и утвердил определенный перечень требований к электронной технике, которая пригодна для комфортного обучения школьника.

Фото из архива ТК “Дзержинск”

Так, для того, чтобы минимизировать нагрузку на глаза, ребенку необходимо заниматься с ноутбуком или планшетом, оснащенным IPS-дисплеем, разрешение экрана которого должно составлять не менее 1920×1200. При этом размер дисплея ноутбука должен быть не менее 15.6”, а планшета — 10.5”, и они в любом случае должны иметь антибликовое, не отражающее покрытие.
Именно такие характеристики, считают эксперты, обеспечивают наиболее комфортные условия работы: практически идеальные углы обзора до 178º; высокую контрастность и яркость, очень глубокий черный цвет и стабильное качество «картинки». Другими словами, изображение на экране должно быть хорошо просматриваемым, крупным и четким.
Телефон для подобной работы не подойдет, так как не соответствует вышеприведенным требованиям

Безопасное рабочее пространство
Исчерпывающие рекомендации по этому вопросу предоставляет Роспотребнадзор. Важно помнить, что родителю необходимо правильно организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома, ведь от этого зависит его здоровье и, в том числе, острота зрения.

Итак, рабочее место школьника лучше располагать у окна для достаточного естественного освещения. Но даже в этом случае на столе ребенка должна находиться настольная лампа. Монитор компьютера должен располагаться прямо перед глазами ученика, чтобы не приходилось поворачиваться к нему. Расстояние от экрана до глаз должно составлять примерно 600-700 мм.
Книги и необходимые учебные принадлежности желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволит ребенку держать голову прямо, что снимет нагрузку на шейный отдел и предотвратит развитие близорукости.
Помимо этого ребенок должен правильно сидеть, а мебель должна подходить ему по размеру. И, разумеется, в ходе работы нельзя исключать физкультминутки и упражнения для глаз, которые представлены ниже.

Снижаем негативный эффект от долгого пребывания за монитором
Помочь сохранить зрение ребенка и не допустить его ухудшения способны простейшие, но очень действенные упражнения для профилактики зрительного утомления. Они удобны в выполнении и каждый ребенок (а также взрослый!) может себе позволить подобную физкультминутку.
Итак, дать глазам отдохнуть после продолжительной работы за монитором можно следующими способами:

  1. Сильно зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с. Повторить 3-4 раза
  2. Быстро моргать примерно 5-7 с, закрыть глаза на 5 с. Повторить 3-4 раза.
  3. Медленно поднять глаза вверх, затем опустить их вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Медленно перевести глаза вправо, затем – влево. Повторить 3-4 раза.
  5. Медленно вращать глазами по часовой стрелке, затем наоборот. Повторить 3-4 раза.
  6. Комплекс «20-20-20». После 20 мин работы с использованием электронных средств обучения делается пауза 20 с, во время которой необходимо смотреть на предметы, расположенные на расстоянии 6 м (20 футов) и более.
  7. Упражнения «с меткой на стекле». Необходимо посмотреть на точку на стекле (любой близко расположенный предмет), затем перевести взгляд на дальнее расстояние. Повторить 3-4 раза.
  8. В максимально вытянутой руке необходимо держать небольшой, лучше яркий, предмет и внимательно смотреть на него. Затем необходимо медленно поднести предмет к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, досчитать до пяти и медленно отвести руку обратно. Повторить 3-4 раза.
  9. Слежение взглядом по заданной траектории с использованием офтальмотренажеров, различных предметов, за воображаемыми цифрами, буквами, линиями или движущимися объектами.
    Данные упражнения описаны ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России в методических рекомендациях «Медико-профилактические мероприятия организации деятельности общеобразовательных организаций в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

    Онлайн-уроки во время пандемии
    Как сообщает ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, непрерывная и суммарная продолжительность использования различных электронных средств на занятиях должны соответствовать гигиеническим нормативам.
    Согласно СанПиН, учебное время за компьютером не должно превышать нормы:
    для учащихся 1−2 класса — не более 20 минут,
    для учащихся 3−4 класса — не более 25 минут,
    для учащихся 5−6 класса — не более 30 минут,
    для учащихся 7−11 класса — 35 минут.


    Значительно ниже цифры для учеников, занимающихся с планшетом:
    для учащихся 1−2 класса — не более 10 минут,
    для учащихся 3−4 класса — не более 15 минут,
    для учащихся 5−11 класса — не более 20 минут.


    Однако эти требования порождают конфликты с реальной картиной мира. В условиях дистанционного обучения данного количества времени недостаточно для освоения школьной программы, ведь длительность занятий в школах традиционно составляет 45 минут. В связи с этим Минпросвещения РФ разработало методические рекомендации по организации дистанционного обучения, в рамках которых разрешило школам сократить время проведения урока до 30 минут.
    Важно понимать, что на сегодняшний день нет научных исследований, которые подтверждают безопасность полного перевода школьников на ежедневное онлайн-обучение. Поэтому ответственность за здоровье ребенка лежит преимущественно на нем самом и его родителях. Выполнение простейших рекомендаций может значительно снизить негативный эффект и помочь сохранить зрение, а потому не следует пренебрегать отдыхом и физкульминутками.
    Пусть ваши дети будут здоровы!
    Анастасия Стурова
© Фото: pixabay